МОДЕЛЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ SMART

Несмотря на то, что слово переводится с английского как «умный»,SMART– этоаббревиатура, означающая определённую технологию постановки целей. Обозначает она следующее:

Specific Конкретность
Measurable Измеримость
Achievable Достижимость
Relevant Реальность
Timebound Определенность во времени

Рассмотрим составляющие более подробно.

Конкретность. Цель формулируется таким образом, чтобы она была максимально конкретной и ясной. Если предполагается её достижения группой или организацией, то это правило распространяется на всех членов команды.

Есть ещё один важный момент, выходящий за рамки рассматриваемой модели, но весьма существенный. Формулировка цели должна быть позитивной. Это означает, что она направлена на созидание, а не на разрушение, на движение к чему-то, а не от чего-то. Например, не «прекратить это безобразие с постоянными опозданиями на работу», а «соблюдать режим работы».

Позитивность может распространяться и на эмоциональную заряженность формулировки цели. Если цель звучит мотивирующе, то и идти к ней приятно. По этому принципу работают слоганы рекламных компаний, только они зовут Вас к чужим целям, которые не всегда совпадают с Вашими.

Измеримость. Цель ставится таким образом, чтобы была возможность померить, насколько близко Вы от неё находитесь. В системном анализе есть такое «неофициальное правило»: система, не способная понять своё местонахождение относительно цели, нежизнеспособна. Комментарии, как говорится, излишни.

Для того, чтобы была возможность померить «расстояние» до цели, выбирается определённый критерий. Как правило, критерий один, реже – несколько, в этом случае необходимо заранее предусмотреть, каким образом из нескольких частных критериев получить основной.

Хорошо, если есть возможность мерить (например, доходность Вашего проекта). Часто это может оказаться недоступным (например, улучшения эмоционального состояния). В этом случае рекомендуется воспользоваться условной шкалой от 1 до 10. Единице соответствует минимальная выраженность параметра, десяти – максимальная (для Вас лично).

Например, если после неприятностей, свалившихся на Вас в течение рабочей недели, Вы поставили себе цель на субботу поднять настроение, а именно – порадоваться, то далеко не всегда сможете определить, получилось это или нет. Если быть более точным, то обычно бывает так, что если человек умеет радоваться, то он это и так сделает легко. А если доставление себе радости рассматривается как задача, то и порадоваться будет не просто, а ещё сложнее понять – хорошо проведён день, или напрасно домашние дела запущены. Использование шкалы, как правило, такую ситуацию исправляет. Оценивает человек своё текущее эмоциональное состояние на данный момент (например, на двоечку) и решает, что порадоваться нужно так, чтобы оно поднялось до семёрки. Десять, конечно, лучше, но объективность тоже нужна, а перфекционизм здесь излишен. Получится больше – хорошо, нет – и семи баллов достаточно. Приём простой, но очень действенный.

Достижимость. Цель может быть достигнута только тогда, когда её вообще можно достигнуть. Если человек ставит перед собой задачу побеждать всегда и во всём, то он обречён на провал, ибо это в принципе не возможно. Важно учитывать реальную ситуацию, особенно в отношении имеющихся и потенциальных ресурсов. Если руководитель небольшой компании по разработке программных продуктов ориентируется на создание новой операционной системой как конкурента Windows, то как мы оценим его шансы на успех? Теоретически (точнее – технически, не затрагивая экономический аспект) это возможно, но шансы примерно такие же, как у обычного парнишки (или девчушки) из российской глубинки стать президентом, или ещё ниже.  

Реальность. Цель должна быть увязана в конкретный контекст имеющейся ситуации и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Если все сотрудники организации день и ночь в авральном режиме работают над срочным завершением проекта, то вряд ли имеет смысл проводить совещание по постановке задач на новый проект.

Кроме того, важно оценить, насколько достижение цели зависит лично от Вас. Возможны ситуации, когда внешние силы могут оказать столь сильное воздействие, что всех Ваших усилий будет не достаточно. Другими словами – нужно понять, насколько подвластен Вам процесс достижения цели. Если нет, то цель переформулируется таким образом, чтобы осталась только подконтрольная Вам часть.

Определенность во времени. Одна из важных составляющих формулирования цели – это определения срока её достижения. Например, решил молодой специалист стать кандидатом наук. Чтобы желание стало целью, ко всему прочему необходимо понимать – когда? До окончания аспирантуры, через 4 года, к 30 годам, – ответ может быть любой, но должен быть. Иначе вместо защиты диссертации будет бесконечный процесс её написания.  

Кроме того, постановка сроков во многом будут определять стратегию и тактику достижения цели. Если защититься по каким-то причинам необходимо через два года, а в диссертационных материалах ещё и конь не валялся, то нужно бросать всё, что можно, привлекать всех, кого можно, и работать, работать в этом направлении. Если впереди лет 5, и кое-что из материалов имеется, то можно не особенно напрягаться, работая в своё удовольствие.

Есть варианты целей, когда имеет значение не срок исполнения, а период действия какого-то контролируемого фактора. Например, человек решил бросить курить. Может быть назначен срок – с понедельника. Но этого мало. Если не покурил день – это бросил или нет? А три дня? А установил себе срок – не курить полгода. И по истечении этого времени может сказать – я достиг цели, которую ставил. Я молодец. И продолжит воздерживаться от курения с чувством гордости за достигнутое. Иначе может получиться как в анекдоте: «Решил жить вечно, пока всё идёт по плану!».

Wrivet