ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Основа системного подхода – это рассмотрение интересующего объекта или явления как системы взаимосвязанных элементов. Причём эти элементы представляют собой не простую совокупность объектов, как картошка в мешке, а именно систему, имеющую определённую цель. Цель – это результат деятельности системы (то, что образуется на выходе). Для достижения цели система использует некоторые ресурсы (то, что поступает на вход). Движение ресурсов от исходного состояния до конечного (до цели) называется прямой связью.  Кроме того, для своей жизнедеятельности система должна иметь обратную связь, отражающую информацию о результатах своей деятельности.

Итак, система – это комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся во взаимодействии для достижения определённой цели.

Система существует во внешней среде. Это всё, что окружает систему, в том числе и то, с чем она взаимодействует. Из этого вытекает, что систему необходимо рассматривать с учётом внешней среды. 

Любая система может рассматриваться как часть системы более высокого порядка (надсистемы), тогда она будет являться её подсистемой, взаимодействующей с другими, равными её подсистемами, для достижения некоторых общих целей. Также система может быть рассмотрена как единое целое своих подсистем (сама выступает для них надсистемой). Например, система «Филиал института» входит как подсистема в систему более высокого ранга – «Институт». В то же время, система «Филиал института» может быть рассмотрена как организация ряда кафедр и отделов в качестве подсистем.

Перейдём к примерам.

Отличие системы от простой совокупности элементов хорошо видно на примере механических часов. Если они собраны правильно, то они делают то, для чего предназначены – показывают нам правильное время. Если они разобраны, то это уже не более чем кучка шестерёнок и других частей. Элементы все те же, только они уже не в состоянии справиться с поставленной задачей информирования о текущем времени. Желательно периодически сопоставить показания Ваших и каких-нибудь более точных часов, т.е. осуществлять обратную связь.

Другой пример – детский конструктор. Из одних и тех же деталей можно собрать большое количество разных конструкций. Элементы одинаковы, но их взаимодействие и структура разная, следовательно – разные результаты. Обратная связь в этом случае – сопоставление того, что хотелось построить, с тем, что получилось.

Следующий пример – подготовка презентации. Выдёргиваются ключевые фразы из выступления, рисуются схемы, набираются картинки. Это элементы. Затем они определённым образом располагаются, прорисовываются связи – и в итоге получается система. Если переставить их местами, перерисовать стрелки, то смысл может поменяться на противоположный, хотя элементы будут те же.  

Теперь представим нашу жизнь как систему. В ней множество элементов – близких людей, коллег, соседей, рабочих моментов, профессиональных задач, личных целей и прочее, и прочее, и прочее. И мы далеко не всегда можем эти элементы включать (мешок с деньгами с неба обычно не падает) или исключать из системы (сотрудника, «усаженного сверху», практически не уволить). Но, организуя несколько иначе взаимодействие с ними (и по возможности влияя на их взаимодействие), можно получать иной результат. Все элементы прямо или косвенно связаны друг с другом. Следовательно, наше влияние на один элемент распространяется и на все другие элементы, т.е. на всю систему. Это очень важно также и для понимания того, что можно влиять даже на те элементы, которые кажутся недоступными.

Вывод: можно изменить результат функционирования системы путём изменения своего взаимодействия с её элементами.

Wrivet